История агрессии НАТО против Югославии.

В 1990х годах распалась Социалистическая Федеративная Республика Югославия. В состав СФРЮ входило несколько различных республик: Словения, Хорватия, Босния, Герцеговина, Сербия и Черногория. Могло быть несколько причин этого распада.
Во-первых, в стране была жесткая однопартийная диктатура социалистов. Правящая партия объявила национальный вопрос решенным, хотя на деле было совершено много грубых нарушений прав отдельных народов, составлявших республику. Эта напряженная ситуация привела в конечном итоге к бурному взрыву национализма среди угнетенных народов.

Другая причина заключалась в том, что между разными республиками, составлявшими государство, существовало значительное экономическое и культурное неравенство. По мере развития экономического кризиса, который наступил в период, предшествовавший распаду государства, отдельные республики начинали все больше и больше стремиться к тому, чтобы спасаться от беды по одиночке. После смерти Броза Тито лидеры отдельных стран начали стремиться к тому, чтобы создать государство «для себя» – абсолютно суверенное и этнически «чистое». Постепенно, по мере ослабления коммунистов, в некоторых из стран национализм стал почти государственной идеологией. В частности, Словения и Хорватия начали стремиться «обратно в Европу».
В расколе СФРЮ были также заинтересованы страны, которые могли рассчитывать на то, чтобы включить отколовшиеся от республики территории в сферу своего геополитического влияния. Поэтому страны ЕС и Ватикан поспешили признать независимость республик, стремившихся отделиться от СФРЮ, несмотря на то, что достаточных оснований на это на самом деле не было. В этой ситуации Сербия была одна из немногих республик СФРЮ, противившихся происходившему сепаратизму. Сербия противилась распаду государства потому, что это фактически лишало сербов возможности развития как единой нации: около трети сербов проживало в за пределами Сербии в СФРЮ. Таким образом, интересы Сербии противоречили интересам Запада.

В 1991 г. Словения и Хорватия в одностороннем порядке провозгласили независимость от СФРЮ. В 1992 г. их примеру последовали также Босния и Герцеговина. После этих событий в государстве произошел раскол, который стал причиной гражданской войны. В конфликте участвовали все страны, входившие в состав бывшей СФРЮ.
Международные организации сочли себя вправе вмешаться в конфликт, происходивший внутри независимого государства. Они заявили, что необходимо предпринять ряд мер, которые будут направлены на разрешение конфликта. Эти меры заключались в том, что на Союзную Республику Югославию (в нее входили Сербия и Черногория) были наложены чрезвычайно строгие штрафные санкции. Резолюции ООН №№757, 787, 820 (1992г.) предписывали полное исключение Союзной Республики Югославии из всех международных организаций в Европе и изоляцию сербской территории от всего остального мира. Результатом этих мер стало то, что в Югославии оказались блокированы все транспортные перевозки, закрыты все морские гавани и порты, перекрыты газопроводы, заморожены счета сербских фирм за границей, прекращены все заграничные инвестиции. В стране наступил хаос: дома, школы, больницы не отапливались, за хлебом выстраивались огромные очереди. Меры, предпринятые ООН против Югославии, нанесли этой стране огромный экономический ущерб. Блокада Югославии означала постепенное разрушение и в конечном счете полный паралич хозяйственного развития в республике..

Такая политика «двойного стандарта», применявшаяся по отношению к разным участникам гражданской войны и игнорирование интересов одной из сторон конфликта привело к тому, что все попытки дипломатического решения конфликта, предпринимавшиеся миротворческими организациями, зашли в тупик.
В этой ситуации миротворческие организации сочли необходимым применить для разрешения конфликта между странами военные меры. Эти военные операции были направлены исключительно на Союзную Республику Югославию. Наконец, в 1995г. в Дейтоне был подписан план мирного урегулирования балканского кризиса. План включал в себя два момента: прекращение военных действий на территориях конфликтующих стран и нормализацию политической и экономической ситуации в этих странах.

После подписания мирного договора в Дейтоне Запад активизировал усилия, направленные на включение Югославии в зону своего геополитического влияния. Из всех стран, составлявших бывшую СФРЮ, Союзная Республика Югославия была единственным союзником России, отказавшимся вступить в НАТО.

Косово, одна из областей Сербии, является исторически сербской территорией. В 14-15 веке произошло нашествие турок на Сербию, что вызвало массовую эмиграцию сербского населения на Север и Запад. Сербскую землю начали заселять албанцы. В первой Балканской войне , которую Балканский союз вел против Турции, Турция утратила свои владения на Балканах, в результате чего Косово и Метохия отошли обратно к Сербии . Однако во время Второй мировой войны Италия, поставив себе целью создать государство Великая Албания, включила большую часть Косово и Метохии в состав Албании. Вследствие этого началось массовое выселение с территории Косово неалбанского населения. После того, как Вторая мировая война закончилась, и во главе государства Югославии стал Броз Тито, руководство Югославии, вместо того чтобы восстановить прежнюю этническую структуру Косово, запретило возвращение колонистов в места их прежнего проживания. К этому времени, в результате эмиграции сербов и заселения Косово албанцами, на территории Сербии значительный процент населения составляли албанцы. Уже в первые годы после войны албанцы начали сепаратистскую деятельность, целью которой было присоединение Косово к Албании. Албанские организации разработали план действий, который они осуществляли по этапам:
В 1950х годах на территории Косово осуществлялась пропаганда национализма; в 1960х албанцы перешли к демонстрациям и провокациям. В 1970х началась вооруженная борьба албанцев за присоединение Косово к Албании. В 1980х годах вспыхнуло вооруженное восстание, которое, несмотря на предпринятые правительством меры, к началу 1990х годов перешло в настоящую войну.

Восстание албанцев, которое началось в 1981г., продолжалось 10 лет. Стремясь превратить Косово в этнически чистый край, албанцы использовали любые методы, начиная от митингов с политическими требованиями и кончая физическим истреблением сербов. Албанцы оскверняли памятники культуры, православные церкви и кладбища, поджигали дома, убивали людей, насильственно занимали чужую землю, ограничивали свободу передвижения сербов. В результате подобной деятельности албанских организаций к 1991 г. численность сербского населения на территории Косово уменьшилось на 10%.
В течение всего периода восстания руководство Сербии пыталось использовать разные методы урегулирования ситуации, начиная политическими и экономическими мерами и кончая введением военного положения. В конце 1980х руководство Сербии пришло к выводу о необходимости централизации власти, следствием чего стало упразднение ряда полномочий краевой власти Косово. В 1990 г. Сербия приняла новую Конституцию, в результате этого Скупщина Косово была распущена; Косово было лишено права вето по поводу конституционных изменений в Сербии. Это вызвало массовые протесты албанцев в Косово. Скупщина Косово в обстановке полной секретности приняла новую Конституцию, провозгласив Косово республикой. Было принято решение создать параллельные структуры власти – подпольный парламент, а также подпольную систему образования и производство. В результате Косово разделилось на 2 параллельных общества – албанское и сербское. Каждое из них имело свою власть, экономику, просвещение, культуру. В1990г. возникло несколько албанских политических партий. Среди албанского населения было проведено голосование, в результате которого была выбрана албанская политическая партия Демократический союз Косова во главе с президентом «республики» Косово.

В 1997г. к решению проблемы Косова подключилось мировое сообщество в лице ООН, ОБСЕ, Контактной Группы и НАТО. В начале декабря 1997г. тема Косова обсуждалась на заседании Совета по выполнению Дейтонских соглашений по Боснии и Герцеговине, который проходил в Германии в г. Бонн. Это вызвало негативную реакцию югославской делегации, которая заявила, что проблема Косова является внутренним делом Югославии и поэтому не может рассматриваться данной организацией. Несмотря на это заявление, тема Косова продолжала обсуждаться на заседании. В знак протеста югославская делегация покинула Бонн. Со своей стороны Контактная группа собралась специально для рассмотрения проблемы Косова. США, как всегда, заняли самую жесткую позицию – они предложили применить к Белграду суровые меры, вплоть до введения экономических санкций и военной интервенции.
Заявку на свое участие в урегулировании конфликта в Косове сделала и НАТО. В августе 1997г. НАТО предупредила югославского президента о возможности вооруженного вмешательства в конфликт. При этом альянс преследовал несколько целей.
Во-первых, НАТО стремилась стать самостоятельным фактором урегулирования региональных конфликтов, не зависеть от ООН. Уже с сентября 1992г. начался процесс постепенного проникновения НАТО в структуру миротворческих сил ООН. Начиная с 1992г, Совет Безопасности ООН давал ряд полномочий НАТО. В октябре 1992 г. НАТО было поручено предпринять меры для оказания помощи силам ООН по охране в Хорватии, Боснии и Герцеговине. Постепенно функции НАТО расширялись. Ей поручался контроль над воздушным пространством, организация наземного наблюдения, и, наконец, «меры принуждения». В 1994г. НАТО уже разрабатывала «задачи военного характера в рамках мирного плана», затем осуществляла бомбовые удары с воздуха по сербским позициям. Это были первые налеты натовской авиации, которые НАТО осуществила якобы с миротворческими целями. Проводя акцию «принуждения к миру» в Боснии и Герцеговине, НАТО не встретила возражений ни от одного государства, и это дало ей уверенность в том, что изменение концепции ее роли в мире происходит успешно. Дейтонское соглашение 1995г. закрепило «миротворческую миссию» НАТО. Зависимость НАТО от ООН на Балканах становилась все меньше. Участие в урегулировании конфликта в Косове стало следующим шагом НАТО в приобретении независимости от ООН.
Другая цель НАТО заключалась в отработке военных операций и проверке боевой техники. Эта задача начала реализовываться НАТО в процессе урегулирования конфликта в Боснии и Герцеговине в 1994г. В одном из пропагандистских фильмов, подготовленных пресс-центром НАТО, воздушная атака против сербов откровенно называлась «первой наступательной операцией вооруженных сил НАТО». И далее: «Наступление сил НАТО оказалось сокрушительным. За две недели этой кампании, получившей название «Преднамеренная сила», было совершено более 3500 вылетов авиации НАТО, имевших соей целью разрушение складов с боеприпасами, радиолокационных установок, хранилищ, командных пунктов и многих других объектов».
Кроме этих двух причин существовали еще и другие. Вашингтон стремился доказать своим европейским партнерам, что они не смогут решать сложные международные вопросы без США. Процветание США зависит в первую очередь не столько от осуществления мер экономического характера, сколько от военной политики, возможности прямого или опосредованного управления конфликтами. Важнейшим сдвигом в американском геополитическом подходе стала ориентация на возможность возврата к силовой политике. При этом США отводят НАТО особую роль: «Организация Североатлантического договора… связывает наиболее развитые и влиятельные государства Европы с Америкой, превращая Соединенные Штаты в главное действующее лицо даже во внутриевропейских делах» (Бжезинский З. «Великая шахматная доска» М.,1998).
Почему же военные действия НАТО были направлены именно против Сербии? Очевидно, причина заключается в том, что Югославия была единственной страной в Восточной Европе, которая отказывалась от вступления в НАТО и оставалась стратегическим союзником России. Именно в этом причина жесткого давления на Югославию со стороны Запада и его стремления заменить существовавшее до недавнего времени руководство страны. Лидеры НАТО оправдывали агрессию против Югославии "гуманитарными соображениями". Фоном были их заявления об антидемократическом режиме С. Милошевича, о жертвах среди албанцев, о нарушении прав свободы личности и т.д. :

В сентябре 1998г. ООН приняли резолюцию 1199, обязывающую сербов прекратить огонь и начать мирные переговоры с албанцами. Правительство Сербии выразило желание сотрудничать и с международными организациями, и с албанской делегацией. Однако албанцы отказались идти на переговоры, выдвинув условием вывод всех армейских и полицейских подразделений из Косово, которые были призваны правительством Югославии для наведения порядка. Руководство страны не соглашалось на это. В начале октября 1998г. НАТО пригрозила Югославии воздушными ударами, если полицейские и армейские силы не прекратят свои операции в Косове, при этом заявив, что альянс готов нанести удары и без одобрения ООН. В этой ситуации Милошевич был вынужден подписать договор, предполагавший отвод сербских сил из Косово, размещение там 2000 наблюдателей ОБСЕ, установление режима воздушного контроля самолетов НАТО над территорией Косова. Европейскую Миссию наблюдателей ОБСЕ возглавил американский посол У. Уокер.
Против военных планов НАТО решительно выступила Россия. Россия заявила, что вмешательство во внутренние дела суверенного государства требует санкции ООН, непременным условием которой является единодушие всех великих держав. Известный российский ученый-юрист, дипломат с большим стажем О.Н. Хлестов писал, что краеугольным камнем современного международного правопорядка является то, что «использование вооруженной силы в международных отношениях правомерно лишь в двух случаях: 1) при осуществлении права на самооборону; 2) по решению Совета Безопасности ООН против нарушителя мира или агрессора». Поэтому, «если НАТО осуществит принудительные действия без санкции Совета Безопасности, это взорвет всю правовую систему, на которой зиждутся отношения между членами мирового сообщества», что «явилось бы актом агрессии, как она определена в документах ООН, принятых в 1974г.». (Хлестов О.Н. Если по Югославии нанесут удар. - «Независимая газета», 24.10.1998,с.5)
В феврале 1999г. в замке Рамбуйе под Парижем начался первый раунд переговоров между албанской и югославской делегациями. Организатор переговоров – НАТО – предоставила делегациям отдельные части договора. На протяжении всего периода переговоров делегациям не предоставили возможности ознакомиться с текстом договора целиком. Все дополнения, которые выдвигала югославская делегация, касались положения, связанного с территориальной целостностью Сербии. Югославская делегация настаивала на том, чтобы ей были предоставлены гарантии неделимости Сербии. Лишь в день окончания переговоров делегациям предоставили весь документ. Положения 2 и 7, с которыми делегации не были ознакомлены, оказались предложением об автоматическом вводе войск НАТО после подписания договора.
Югославская делегация заявила, что переговоры следует продолжить - с той целью, чтобы уточнить элементы автономии Косова и подтвердить территориальную целостность Югославии. Представители США отвергли возможность продолжения переговоров. Они заявили, что в случае, если югославская делегация откажется подписывать документ, Югославия будет наказана как виновник срыва переговоров. Таким образом, Югославия получила ультиматум – если подпишет договор - на территорию Косово войдут войска НАТО, не подпишут - будут нести ответственность за провал переговоров. Фактически сорвав продолжение переговоров, НАТО начала подготовку к наказанию Югославии как виновника срыва переговоров. 24 марта 1999 г. НАТО, нарушив суверенитет Югославии, поправ нормы международного права, обрушила на страну бомбовые удары.
Война в Югославии в 1999 г. была позорной и жестокой. Она продлилась 78 дней. По информации властей Югославии с 24 марта по 10 июня 1999 г. общее количество погибших гражданских лиц составило свыше 1700 человек, в том числе 400 детей, около 10 тыс. человек были серьезно ранены. В результате ракетно-бомбовых ударов был нанесен значительный ущерб не только военным сооружениям, но и гражданским объектам.
Несмотря на 78-дневную агрессию НАТО во главе с США, СРЮ хотя и понесла огромные потери, но не была уничтожена. Страна выстояла. Воля большинства югославов не была сломлена. И это, пожалуй, один из главных итогов конфликта Югославии с НАТО.

Литература:


1. «Новая и новейшая история», 1999, №5.
2. «Новая и новейшая история», 2001,№3.
3. «Международная жизнь», 1999, №6.
4. «Международная жизнь»,1999,№11.
5. «Международное военное обозрение», 1999,№6



Сайт управляется системой uCoz